Красота и здравый смысл Среди серийных образцов автомобилей, выставляемых на различных автосалонах и моторшоу, концепт-кары смотрятся как одежда высокой моды рядом с банальным «прет-а-порте»: смотреть — пожалуйста, красиво так, что аж дух захватывает, а вот использовать по назначению, скорее всего, не удастся… Однако для самих автопроизводителей в постройке таких машин есть свои резоны. Помимо демонстрации собственных возможностей фирмы, изготавливающие автомобили будущего, «столбят» ими новые направления развития, «задают тон», а главное, потихоньку приучают потенциальных клиентов к тому, как должен выглядеть автомобиль чудесного завтра. Так что дорожные качества концепту, в общем-то, и ни к чему, и в его конструкцию могут быть введены, осторожно выражаясь, парадоксальные решения. И чем более футуристичен экземпляр, тем менее он приспособлен для повседневной жизни. Но — не всегда.
В этом плане, пожалуй, наиболее характерны (и интересны) разработки концерна Toyota. Главный перспективный вектор развития «Тойоты» был заложен фирмой в 1992 году, когда компания начала вести работы по созданию автомобильных двигателей на основе водородных топливных элементов. Уже через 5 лет после начала изысканий фирма явила миру свой первый FCHV (Fuel-Cell Hybrid Vehicle) — автомобиль, работающий на водороде, получаемом непосредственно на борту машины из метанола. Поэкспериментировав на шасси серийных машин, к Токийскому автосалону 2003 года компания подготовила свои первые концепт-кары на топливных элементах — мини-вен Toyota Fine-N и спортивное купе Fine-S. Собственно, именно топливные элементы и были главной изюминкой тех машин.
Непривычная энергоустановка отошла на второй план с прибытием в 2005 году на «домашний» автосалон в Токио концепта Toyota Fine-X (в Америке и на последнем Женевском моторшоу концепт дебютировал как Toyota Fine-Т). Главным конструктивным отличием Fine-Т от предшественников является хитроумная система полного привода. Каждое из четырех колес машины имеет собственный встроенный электромотор, может поворачиваться вокруг вертикальной оси и тормозить независимо от остальных. Иными словами, Fine-T — полноприводная машина со всеми управляющими колесами. Благодаря этому автомобиль может разворачиваться на месте и двигаться, как краб, боком, что позволяет парковаться «вбок» на тесных городских улицах. Отличной маневренности концепт-кара способствует практически полное отсутствие свесов кузова: колеса разнесены по углам машины (колесная база, то есть расстояние между осями колес, всего на какой-то метр короче габаритных размеров автомобиля), а основа гибридной силовой установки, ячейки топливных элементов новейшей разработки, расположена в платформе под полом. Там же спрятаны даже компоненты управления, и все пространство над платформой пола является салоном машины. В итоге салон концепта по своим размерам сопоставим с салоном Toyota Avensis, в то время как внешние габариты машины близки к габаритам Toyota Yaris: его длина — 3 860 мм, ширина – 1 750, высота — 1 550 мм.
Отдельного внимания заслуживает и сам салон. В его отделке использованы полимеры, выполненные из биомассы сахарного тростника (так называемая PLA-технология). Биоразлагаемый полимер PLA (Polylactide, или полимолочная кислота) при переработке и утилизации, в отличие от производимых из нефти полимеров, выбрасывает в атмосферу углекислый газ, образовавшийся из углерода, накопленного растениями за весьма краткий период их жизни, то есть так или иначе участвующий в естественном обороте. Кстати, в своем релизе авторы этого концепт-кара указали, что использование таких материалов обусловлено глобальным потеплением климата, а посему Fine-Т можно считать своеобразным вкладом фирмы в борьбу человечества с парниковым эффектом!
Ориентироваться во время движения водителю помогает камера кругового обзора, способная распознавать объекты. Все необходимые данные отображаются на огромной «приборной панели» — жидкокристаллическом дисплее с виртуальными приборами, часть информации проецируется на лобовое стекло. Во время посадки-высадки футуристический руль откидывается, сиденье поворачивается и подъезжает на салазках в сторону двери, причем регулировать его «под себя» не нужно, все это происходит автоматически.
«Дружелюбный» экстерьер машины создан в стиле, обозначенном производителями как «вибрирующая яркость». Действительно, автомобиль с пологим ветровым стеклом и приплюснутой крышей сразу обращает на себя внимание, и нет сомнений, что именно эти характерные черты, появившиеся впервые в 2002 году на концепте Toyota ссХ, определят будущее направление в стилистике тойотовского (а возможно, и мирового) автодизайна. Однако погоня за красотой уступила отчасти здравому смыслу. Гигантская боковая дверь, открывающая доступ сразу к двум рядам сидений, поднимается вверх, как у легендарного Mercedes 300SL Gull wing 1952 года выпуска. Это, конечно же, эффектно, но не слишком уместно на автомобиле, рассчитанном на парковку в тесных местах: все-таки для открытия такой двери требуется довольно много места вдоль бортов…
Впрочем, в любом случае будущее подобных машин пока под большим вопросом. Дело в том, что производство водорода — довольно энергоемкий процесс. Для его получения используются, как правило, все те же полезные ископаемые (и вырабатываются те же парниковые газы), потребление и выработку которых и призван сократить автомобиль на топливных элементах. Да и в научных исследованиях не все гладко — в феврале главный мировой альянс по этим разработкам (корпорации Toyota и GM) практически распался, компании объявили о разрыве совместной деятельности, которую они вели с 1999 года. Тем не менее руководство «Тойоты» заявило о намерении наладить массовое производство машин на топливных элементах в следующем десятилетии.
На последней Детройтской выставке публике представили «приземленный» мини-вэн-концепт Toyota F3R, сделанный в духе Fine-Т. На машине установлена более привычная гибридная силовая установка, нет изысков вроде руля-штурвала и четырех поворачивающихся колес, но дизайн кузова выполнен в таком же стиле.
В том, что дебют Toyota F3R состоялся именно в Америке, есть своя логика — на американском рынке мини-вэны традиционно пользуются спросом. Однако основные покупатели таких машин — люди семейные, японцы же построили свой концепт в расчете на молодежь. Машина напичкана неоновой подсветкой (на стоянках даже дисплей приборной панели превращается в источник мерцающего голубого цвета). К потолку подвешены два внушительных экрана видеосистемы, а сам восьмиместный автомобиль можно превратить в некий передвижной клуб с угловым диваном внутри, всего лишь убрав в пол два средних кресла и развернув водительское сиденье на 180°C. Наверное, именно поэтому машину неофициально окрестили хип-хоп-каром.
Для менее «компанейских» европейцев и японцев, привыкших к тесным городским улицам, Toyota предложила новое средство передвижения, названное I-Swing. Оно представляет собой кресло на колесах с электромотором, которое имеет два режима движения: медленное, со скоростью пешехода (при этом кресло занимает вертикальное положение и движется на двух колесах), и скоростное — с наклоном и опорой на три колеса. Специальные чехлы позволяют менять расцветку I-Swing в зависимости от одежды или настроения владельца, причем это самое настроение распознается искусственным интеллектом электрокресла и в зависимости от результата окрашивает в соответствующий цвет два светодиодных экрана. Управляется это чудо мебельно-мобильной техники джойстиком или педалями: для поворота достаточно чуть сильнее нажать на правую или левую из них. Впрочем, о массовом производстве нового средства передвижения пока речи нет, Toyota и не скрывает этого. О «начинке» I-Swing пока мало что известно, скорее всего, равновесие при езде на двух колесах сохраняется с помощью гироскопов.