Центр социологии образования Российской академии образования, провел опрос 3 тысяч учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов. "Как вы относитесь к допустимости сексуальных контактов в вашем возрасте?" - пытались выяснить ученые у детей. Ученые предложили 4 варианта ответа. Первый звучал так: "Я считаю, что сексуальные контакты недопустимы в моем возрасте, и не веду половую жизнь". Итоги первого опроса звучали ошеломляюще. Таковых оказалось всего 36,2%.
Второй вариант ответа способствовал выявлению подростков, которые не считают, что данная норма безусловна, однако в своем поведении они тем не менее ей следуют. "Считаю, что сексуальные контакты вполне допустимы в моем возрасте, но сам (сама) не веду половую жизнь", - именно так ответили 37,2% опрошенных.
Третий вариант ответа позволяет определить тех, кто переживает ситуацию сексуальных отношений как конфликтную. Эту группу (3,7%) составляют подростки, понимающие, что нехорошо поступают с точки зрения общепринятой морали, но все же ее нарушают: "Я понимаю, что в моем возрасте еще рано вступать в сексуальные отношения, но я тем не менее веду половую жизнь".
В то же время сексуальные контакты совершенно естественными для своего возраста считают 12,2% школьников. Все они признались, что ведут половую жизнь. Исследования показали, что по мере взросления отношение школьников к «возрастной запретительной норме» меняется. Происходит это, как у юношей, так и у девушек, на рубеже 9-го класса. К этому времени заметно увеличивается число подростков, реально не ведущих половой жизни, но считающих, что сексуальные контакты в их возрасте вполне допустимы (45, 5 процента юношей-девятиклассников и 48,2 процента девушек-девятиклассниц). Больше становится и тех, у кого уже наличествует некий опыт интимных отношений. Если в 7-м классе это 2,5 процента девочек и 6,6 процента мальчиков, то к 9-му классу к сексу приобщаются уже соответственно 11,9 процента и 28,2 процента подростков. В 11-м же классе опыт сексуальных отношений имеют 35,6 процента девушек и 55,4 процента юношей. В данном случае речь идет как о регулярной половой жизни с постоянным партнером (18,8 процента), так и об эпизодических контактах - таковых, кстати, гораздо больше. Цифры внушительные, способные ввести взрослых в настоящий транс и затеять поиски виновных?
«То, что в данный момент происходит с подростком, - первая, по-настоящему сильная «энергетическая заряженность на другого человека», связанные с нею сомнения, страхи, барьеры и в то же время ожидания, - прекрасно и трогательно, - говорит Владимир Собкин. - Взрослый человек, который не способен бережно относиться к этим переживаниям, не способен любоваться ими, лишен, мне кажется, педагогического такта, нюха и таланта». Неизбежно вспомнив по такому случаю вечный шекспировский сюжет, академик рассказал о недавно виденном им фильме рижского режиссера-документалиста Франка «Джульетта в отсутствие Ромео». Снималась лента в течение одного дня в Вероне, где в одном из двориков установлена мраморная статуя Джульетты. С раннего утра к скульптуре тянутся толпы туристов - кто смачно целует ее в грудь, кто в губы, а кто фотографируется, обняв за бедра... «Это кино говорит нам о потере былой дистанции перед чем-то высоким и чистым. О том, что массовая культура надвигается на человечество все агрессивнее», - рассказывает Владимир Собкин.
Кстати, главными просветителями подростков в вопросах безопасного секса являются телевизионные программы, реклама и друзья, родителям здесь отводится лишь 4-е место.
«Знает ли ваша мать, что вы ведете половую жизнь?» На этот вопрос 36,5 процента участников опроса ответили: «Нет, я это скрываю». Чуть больше респондентов, 37,7 процента, скрывают свои интимные связи от отца. Лишь в 19 процентах случаев - мать и в 17,3 процента - отец знают о сексуальном опыте своих детей и относятся к нему терпимо. И все же, как утверждают психологи, есть некоторое основание для оптимизма в детско-родительских отношениях. На вопрос: «К кому следует обратиться в случае изнасилования?» 55,6 процента учащихся 7-х, 9-х и 11-х классов ответили: «К родителям». К близкому другу или подруге с такой бедой пойдут лишь 7,6 процента. Авторы исследования вообще склоняются к тому, что все, о чем говорилось выше, - это прежде всего проблема семейного воспитания и ответственности семьи.
После попытки найти виновных естественный вопрос: «Что делать?» Стоит ли вводить, например, в школах курсы по сексуальному воспитанию (в начале 90-х годов такие попытки были, но они не увенчались успехом)? «Речь идет об очень сложных и тонких вещах. Извратить их и опошлить плохим преподаванием, да еще под глупое хихиканье всего класса, ничего не стоит. Поэтому я категорически против такого рода «просвещения» в стенах школы. Вместе с тем какие-то ознакомительные программы - о безопасном сексе, ранней беременности, опасности заражения венерическими болезнями - должны быть. Но, еще раз повторяю, обсуждаться такие темы должны за пределами учебного заведения, не в среде сверстников, и тем более не с учителями. Для этого существуют специальные семейные и психологические консультации», - считает Владимир Собкин.
В школьной программе, по мнению Владимира Собкина, не хватает предмета «Психология». До войны он в советских школах был. Кстати, кроме него изучали еще и логику. Сейчас ребята получают массу знаний о неживой природе, кое-как проходят физиологию человека. А вот о переживаниях и чувствах сверстников, о мышлении, о том, как управлять собственными эмоциями, в учебниках ничего нет.
Источник: "Независимая газета"