Кино, вино и домино Не секрет, что с широким распространением сначала кассетных видеомагнитофонов, а затем — DVD-проигрывателей и домашних мультимедийных центров, любители кино разделились на две массовые категории. Первые оценили современные «большие» кинотехнологии и неизменно предпочитают домашнему просмотру посещение кинотеатров, вторые же категорически не приемлют подачу кино, сложившуюся в нынешних кинотеатрах, и всё больше склоняются к любимому креслу, стоящему перед большим телевизором или плоской панелью.
Хотя многие небезосновательно полагают, что проблема лежит чисто в психологической плоскости, без технических предпосылок тут не обошлось. Согласитесь, что средний уровень громкости в кинотеатрах за последние пятнадцать-двадцать лет не просто заметно, а катастрофически вырос. Более того, системы многоканального окружающего звука, которые, кстати, пришли в массовую бытовую технику именно из кино (аудиофилы со стажем помнят неудачные попытки выпуска квардрофонической аудиотехники), создают чрезвычайно неестественную для обычной жизни звуковую картину, хотя, казалось бы, их задача — обеспечить максимальную вовлечённость зрителя в действие на экране.
В кассах кинотеатров при покупке билета впору требовать справки о состоянии здоровья потенциального клиента, поскольку даже лично мне известно несколько случаев, когда вполне здоровым и совершенно трезвым людям при просмотре модных блокбастеров просто становилось плохо. Из-за оглушительной громкости, спецэффектов и далеко не всегда адекватной вентиляции зала.
О трезвости зрителей — отдельный разговор. С тех пор, как поход в кино из культурного мероприятия превратился в посещение гибрида салона киноаттракционов, казино и бара, стало почему-то считаться нормальным, когда в грохочущем уймой мощнейших аудиосистем кинозале сидят полупьяные люди, попивающие «из горла» самое разнообразное спиртное и закусывающее изысканными яствами с резким запахом вроде воздушной кукурузы, известной под заморским названием «поп-корн» (вот Никита Сергеевич порадовался бы, наверное!). Сейчас современный кинотеатр с точностью отвечает мечте хрестоматийного советского алкоголика — кино, вино и домино. Если это — храм «важнейшего из искусств», то горе этому искусству…
Именно поэтому всё больше настоящих ценителей кино предпочитают организовывать домашние кинотеатры, благо сейчас они становятся доступными всё большему кругу работающих людей. Комплекты пристойного качества, состоящие из многоканальной акустики, ресивера и ЭЛТ-телевизора с большой диагональю вполне укладываются в сумму до 1000 долларов США, а благодаря падению цен на ЖК- и плазменные панели, скоро за эти же деньги можно будет купить и плоскопанельный экран. Уже появились видеопроекторы класса домашнего кинотеатра по цене менее всё тех же 1000 долларов.
При этом вы не оглохните, (если, конечно, не будете специально задаваться такой целью), не потеряете ориентацию в пространстве, не услышите ржания пьяных соседей и не будете вдыхать навязчивые запахи перегара и палёного масла. Наконец, время сеанса вы тоже выберете сами, а после его окончания вам не придётся делить компанию с полупьяной толпой.
Предпосылок к такому времяпрепровождению всё больше: через интернет можно заказать чуть ли не любой фильм, вышедший в мире на современных носителях, а в российских пиратских ларьках встречается такой ассортимент «кино не для всех», что любой западный супермаркет, специализирующийся обычно на разрекламированных «блокбастерах», сможет только позавидовать.
К сожалению, другой альтернативы тем, кто до сих пор считает кино искусством, а не балаганом, современные кинотеатры предложить не могут — «кино, вино и домино» просто-напросто в разы прибыльнее обычного «храма искусств» со скромным буфетом, лёгкой музыкой в фойе и культурными нарядными зрителями.